Горизонтальная карьера в продажах

Горизонтальная карьера предполагает переход в другую область деятельности, расширение или усложнение задач на прежней ступени со сменой уровня заработной платы или грейда специалиста. Директор по развитию консалтинговой компании, карьерный консультант Екатерина Пасечник рассказала, как развивать карьеру менеджеру по продажам, если он не хочет стать руководителем.
Горизонтальная карьера в продажах

Дополняет понятие «горизонтальная карьера» термин «экспертная карьера»: специалист, перемещаясь в одной компании или переходя в другие организации с тем же набором задач, постоянно наращивает уровень знаний и становится признанным экспертом в своей области.

И если раньше более престижной считалась вертикальная карьера — люди стремились получить больше власти и полномочий, то сейчас более популярна горизонтальная, или экспертная карьера. Вы становитесь признанным экспертом в своей области, а следовательно — получаете значительное влияние.

Другие преимущества горизонтальной или экспертной карьеры:

  • финансовое вознаграждение. Часто хороший специалист получает больше, чем линейный руководитель;
  • востребованность на рынке труда. На управленческие должности претендует огромное количество специалистов, а на должности специалистов гораздо меньше. Вакансий специалистов всегда больше, чем управленческих;
  • социальный статус схож со статусом управленцев. Становясь признанным экспертом в своей области, специалист приобретает значительное влияние, поскольку его мнение важно как для компании, так и для рынка и отрасли в целом;
  • мало рисков при возрастной карьере. Хорошие специалисты остаются востребованными и после 50 лет, им проще выйти на работу после декрета и так далее;
  • возможность работы в разных форматах. Например, в проектной деятельности, на удаленной работе, по гибкому графику.

Вариант горизонтальной карьеры в продажах может выглядеть следующим образом:

  • маркетолог;
  • менеджер по продукту/продуктолог;
  • менеджер проекта;
  • аккаунт-менеджер;
  • менеджер по лояльности (loyalty manager);
  • CRM-менеджер;
  • бизнес-аналитик;
  • менеджер по развитию;
  • менеджер партнерской программы.

Если ваша карьерная цель — перейти из продаж в другую область, рекомендую выполнить следующие шаги.

  1. Изучите различные профессии, в которые хотите перейти.
  2. Выясните требования работодателей на эти позиции.
  3. Выясните и запишите, какие знания, навыки и личные качества, которые позволят успешно выполнять новые задачи, у вас уже есть.
  4. Определите компании, в которых вы хотели бы работать на предполагаемой позиции.
  5. Найдите экспертов в этой области, пообщатесь с ними. Узнайте, как строилась их карьера, какие знания и навыки помогли им стать известными и востребованными на рынке.
  6. Найдите ментора с успешным опытом в этой сфере.
  7. Напишите план обучения: когда и какие знания и навыки вы будете изучать, с помощью каких ресурсов. Это могут быть курсы, вебинары, обучение с наставником или ментором, видеоролики, стажировки и так далее.
  8. Предложите в компании, где сейчас работаете, помощь в выбранном вами направлении: участие в проекте, переход на позицию начального уровня с обучением и перспективой роста. Обсудите с руководителем или HR-менеджером вашу карьерную цель и возможности в компании, которые помогут эту цель достигнуть. Важно, чтобы вы при этом справлялись с основными задачами.
  9. Пообщайтесь с руководителем функции в вашей компании, выясните их потребности, есть ли «зависшие» задачи или проекты, к которым можно подключиться.
  10. Чтобы перейти в новую для себя профессию, будьте активным и любознательным в своей компании. Важно разбираться в бизнесе, хорошо знать отрасль, задачи компании, чем занимается каждое подразделение и каких результатов от них ждут, профиль кандидатов, которых нанимают в нужном вам подразделении или блоке.
  11. Если компания, где вы трудитесь, не готова предложить интересную вам вакансию в обозримой перспективе, изучите рынок труда: какие компании готовы взять специалиста без опыта на работу, стажировку и так далее.
  12. Даже если в компании нет открытых вакансий, напишите в HR-службу, попробуйте познакомиться с ее представителями, чтобы, если в будущем в компании появятся вакансии, вас имели в виду.
  13. Важно в дополнение к резюме, где у вас непрофильный опыт, подготовить подробное сопроводительное письмо, где объясните, чем интересна вакансия, какие навыки, которые у вас есть, позволят быстро обучаться и быть эффективным.
  14. Будьте готовы в первое время к снижению дохода. Снижение может доходить до 30–40%.
  15. Так как в новой профессии первое время всем сложно из-за низкого уровня дохода, отсутствия результатов, необходимости много учиться и работать, то важно знать и помнить, для чего вам этот выход из зоны комфорта. Поэтому зафиксируйте карьерную цель и пропишите карьерный план: к чему в итоге хотите прийти.